История Gangsta-Rap
Первые зачатки gangsta-рэпа можно было встретить аж в 82-ом году, в песне Cold Wind Madness выпущенной рэппером уроженцем Нью-Джерси по имени Трэйси Морроу, скрывавшимся под псевдонимом Ice-T. Уже там он читал о "the pimp, the player, the woman-layer"... Следующую запись такого плана выпустил East Coast-рэппер из Филадельфии Schoolly Dуже ближе к 85-ому. В своей песне P.S.K. он рассказал о банде, к которой принадлежал - Park Side Killers. Но настоящим гангста-хитом стала песня "6 In The Mornin'", выпущенная все тем-же Ice-T. В ней все было уже отчетливо - пушки, разборки и другие "прелести" бандитской жизни. Одновременно с этим синглом свет увидел и диск "Criminal Minded" нью - йоркских Boogie Down Productions (BDP). Это не полностью Gangsta там есть отдельные гэнгста песни, например "9mm Goes Bang", а также иногда встречаются такие строки как "Rappin on the mic like this to me is fine Cause if I really want to battle I will put out a nine" (nine - пистолет девятимиллиметрового калибра) В последствие из BDP, кстати, вышел наикрутейший MC, KRS-One, сыгравший большую роль для развития хип-хопа вообще, и привнесший в него политические взгляды и свою философию. В следующем диске от BDP "By All Means Necessary" появляется песня "Stop The Violence", которая призывает остановить насилие среди хип-хоп голов : " When you're in a club, you come to chill out not watch someones blood just spill out " Казалось бы откуда такая резкая перемена, ведь в прошлом альбоме он сам говорил, что за обиды будет отплачивать девятимиллиметровым калибром. А такая перемена произошла из-за одного очень важного события. В 1987 в августе во время одной из уличных разборок, пытаясь разнять спорящих был убит его друг и напарник по BDP, DJ Scott La Rock. KRS-One много думал над этим и решил изменить свою линию. Он основал движение Stop The Violence, и призывал прекратить насилие между братьями. В 1987 вышел альбом Ice T "Rhyme Pays" это уже практически полностью гэнгста альбом, там есть еще пока песни о вечеринках, но практически везде Ice T упоминает о гэнгста жизни. Кроме того, альбом примечателен еще тем, что это был первый рэп-альбом, на котором появилась хорошо всем известная наклейка "Parental Advisory Explicit Lyrics". Это был большой прорыв, так как раньше одно слово типа fuck или dick могли поставить под вопрос выпуск целого альбома, а теперь рэпперы получили возможность, хоть и с клеймом, но выражать свои эмоции не выбирая выражений. В 87-ом известность получает и Boyz N' The Hood - дебютная песня 18-летнего Ice Cube(настоящее имя О'ши Джексон) из South Central, Лос-Анджелес. В 90-х он прославится как рэппер-экстремист, защитник прав чернокожих, как MC, хорошенько втряхнувший Америку своими социально-политическими текстами... Ремикс песни попал в альбом Eazy-E(который ее и исполнил) "Eazy-Duz-It" 1988 года, а оригинал появился в том же году на альбоме NWA. Эта группа была настоящим прорывом в истории этого стиля, в 87-ом сколоченная Ice Cube и двумя чувачками из Комптона (пригород Лос-Анджелеса) - музыкантом Андре Янгом, более известным как DR.Dre, и криминальным авторитетом Эриком Райтом, взявшим прозвище Eazy-E. Eazy был одним из настоящих богатырей ганг-рэпа, cыгравшим большую роль скорее не как MC (в основном он читал чужие сочинения), а как создатель легендарного лейбла Ruthless Records и гениальный продюссер, знавший куда вкладывать деньги. В прошлом Eazy E торговал наркотой и по слухам на деньги заработаные в этом бизнессе и основал лейбл. Правда это или нет - не известно, но то что выйдя на сцену Eazy с этим завязал - это факт. Немного позже к NWA присоеденился MC Ren (Лоренцо Паттерсон) и DJ Yella (Энтони Кэррэби ), а также Arabian Prince (Mik Lezan) и The D.O.C (Tray Curry). Сперва в 1988 появился их дебютный альбом под названием "NWA & the Posse", где кроме них читала еще куча народу, с которыми парни тесно общались. Альбом не стал революционным, но пробил дорогу группе - к молодым парням стали прислушиваться.
И вот в 1989 Eazy E, Dr.Dre, Ice Cube, DJ Yella, MC Ren и Arabian Prince выпустили уже революционный, cкандальный "Straight Outta Compton", содержавший такие вызывающие песни как "F*** The Police", благодаря которой собственно говоря, группа и попала в черный список ФБР, призванного блюсти моральный образ нации. Они конечно были не первые кто выссказывал свое недовольство "служителями закона", у Ice T были фразы типа "fuckin police", еще более старые рэпперы выссказывали недовольство. Но чтоб посвятить этому вопросу целую песню, причем очень прямо и недвусмысленно - NWA бесспорно первые. Также интерес на этом диске представляла песенка Gangsta,Gangsta, от которой и появился термин gangsta-рэп. К другим "бессмертным" достижениям NWA относят создание настоящего лозунга ганг - хопа "Life is ain't nothing, but bitches and money", что при вольном переводе на русский язык обозначает что-то типа "Жизнь это ничего кроме телок и денег". Вообще почти все песни являются если не культовыми песнями, то показательными точно - они не призывают никого убивать, они не говорят мочить всех направо и налево. Они просто утверждают, что если кто попытается их поиметь, то ему прийдется несладко. Они просто говорят о стиле своей жизни. Они показывают жизнь в черном гетто во всей красе - насилие, полицейский беспредел, наркота, убийства. Там нет оценок плохо это или хорошо. Там есть реальная картина происходящего, ни больше, ни меньше. К сожалению, вскоре , а именно через год, Ice Cube своим уходом положил начало распаду этого авторитетнейшего рэп-проекта. Он очень здорово поругался с Eazy E и менеджером Ruthless Records Jerry Heller'o м . По мнению Кьюба он получал гораздо меньше, чем должен был. Позже он уехал в Нью-Йорк, и там вместе со своим старым другом Sir Jinx , тусой BOMB SQUAD и группой PUBLIC ENEMY приступил к записи сольного альбома и вскоре создал собственный лейбл Street Knowledge. В своем новом альбоме "Efil4Zaggin" N.W.A помянули недобрым словом Ice Cube'а, который с лихвой воздал им на альбоме Death Certificate в песне "No Vasiline". NWA долго без него не протянули - Dre вскоре последовал примеру Cube'а, он тоже крепко сцепился с Eazy E и ушел из NWA. Вместе с Шугом Найтом Dre занялся созданием лейбла Death Row Records, ставшего главным противником Ruthless, и в итоге группа как таковая перестала существовать в 91-ом. Распавшись парни не забросили свою карьеру, кроме вышеупомянутых проектов Dr. Dre и Ice Cube'а, в соло ушли все, кто был связан с NWA. The D.O.C, замеченый по первому альбому NWA, в 89 записал свой сольник, он все еще находился на Ruthless, но когда Dre и Suge Knight основали Death Row, переметнулся к ним. Arabian Prince тоже не ушел в небытие и в конце 89 тоже записал свой сольный альбом. Eazy E записывавший сольные альбомы еще до NWA, опять стал читать в соло, а также раскурчивать молодые талланты. MC Ren сначала ограничился EP в 1992, а потом и альбомы стал выпускать. DJ Yella сперва работал только над музыкой в чужих альбомах, свой сольник он выпустил только в 1996 году. Но вернемся в 1988 год. Говоря о гэнгста рэпе нельзя не затронуть еще одну его сторону, вернее целое движение. Оно имеет несколько названий: Южный гэнгста рэп, Bay Area Gangsta Rap, H-Town gangsta rap - называйте как угодно, но это кое-что отличое от того, что вы слышите от восточных или западных парней. Парни живут на Юге США в Хьюстоне, Техас. Главная отличительная черта рэпперов из H-Town (так они называют свой родной Хьюстон) в том, что их песни очень мелодичны и по звуку находятся на более высоком уровне чем у братьев с других берегов. Они не используют простой повторяющийся бит, там всегда большое колличество разнообразных мелодий и приемов, аранжировки находятся на высоте, стиль читки всегда сочетается с фоновой музкой, создавая совершенно новые ощущения. Первым альбомом с этой территории стал "Makin Trouble" группы Geto Boys, вышел альбом в 1988 году и тоже является одним из первых гэнгста-рэп-альбомов. Этим релизом было положено начало целого лейбла под названием Rap-A-Lot Records.
Парни из Geto Boys стали параллельно с альбомами группы выпускать свои сольные диски. На лейбл записывались новые люди. Rap-A-Lot начинал развиваться. Подняв такой шум, своим вторым альбомом NWA запустили необратимый процесс - гэнгста команды стали плодиться как грибы после дождя. Но лишь немногим удавалось удержаться в этом потоке. Слушатели начинали отделять реальность от понтов и большая часть новоиспеченных "гангстеров" не выпускала больше одного альбома или EP. Но те кто выживали в этой конкуренции становились просто легендами гэнгста рэпа, конечно меньшими чем NWA или Ice T, но все же. В 90 году дебютные альбомы Compton Most Wanted, Above The Law заставили всерьез говорить об этих группах. Gangsta rap становится настолько привлекательным и популярным, что в него идут не только черные. Белых правда принимают плохо - слишком остро еще стоит вопрос цвета кожи на улицах гетто. Но смуглые латинские парни живущие бок о бок с черными принимаются на ура. В 90 же году выходит первый альбом "Hispanic Causing Panic" выпущенный латиносом Kid Frost'ом. Он сразу завоевывает уважение рэп аудитории и дает дорогу на сцену многим другим испанским/мексиканским парням. 1991 год принес еще большее оживление, этот год можно назвать годом скандалов. В 1991 году вышел альбом ICE-T O.G.:Original Gangster, окончательно закрепивший за стилем название gangsta-rap. Вокруг этого диска тогда разгорелся огромная шумиха - даже видавшие всякое критики были поражены обилием мата и агрессии. Как всегда бывает в подобных ситуациях, молодежь всех цветов кожи сметала с прилавков "бандитский диск" c космической скоростью. В том-же 91-ом в США запрещают продавать третий по счету сольный альбом Ice Cube "Death Sertificate". Просто какой-то организации, занимающейся защитой прав корейцев в США, очень не понравилась песня Black Korea с этого диска, где по их словам Ice Cube призывал громить корейские магазинчики. На самом же деле Ice Cube никого не призывал этого делать, он просто говорил как думал, да он очень жестко проехался по этому вопросу, но он прав на 200% - ко всем черным в этих магазинах относятся как к уголовникам и ворам. В это-же время из продажи изъяли и диск NWA под названием "Efil4Zaggin". Альбом публично сравнили с порнографией, но правда после статьи в защиту гангста-рэпа в журнале Oz все- таки вернули на прилавки, а вот на Ice Cube тем временем наехала еще какая-то правозащитная организация, на этот раз за песню "No Vasiline", в которой Кьюб опускал свою старую группу NWA, его же обвинили в ненависти к евреям. Billboard даже призвал байкотировать альбом. Но добил нежные фибры душ критиков дебютировавший молодой Тупак Шакур, который устроил целый апокалипсис, вернее 2pacalipce - его альбом "2PACALIPCE NOW" был очень громко встречен музыкальными критиками. Альбом - целая взрывная смесь всего самого острого и ненавистного общественностью, что вообще есть в рэпе - три ингредиента: гэнгста рэп, политический рэп и социальный рэп - вот все что нужно для настоящей музыкальной бомбы и все это было в альбоме Пака. Он клеймил ненавистную полицию, он поднимал проблемы черной молодежи и вообще черного населения АмериКККи, он опускал правительство и президента в частности, он поднимал социальные проблемы. Это просто не могло остаться без реакции, а реакция была и еще какая - целый букет судебных исков и различных общественых мероприятий и телепередач. Тупака стали обвинять чуть ли не в убийствах - так один молодой черный застрелил полицейского и на суде заявил, что на это его толкнули песни Тупака (ну не нашел он ничего лучше, чем отмазаться, закосив на Тупака). Примерно такая ж ситуация произошла еще раз немного позже. Но как говориться "собаки лают - караван идет", все эти разборки только прибавляли популярности альбомам и рэп-артистам и заинтересовывали молодежь. Они заставляли шевелиться болото под названием власть. И еще одним скандалом богат 1991 год - появляется альбом Нью- Йоркского рэппера Tim Dog'a, в котором он легко и просто заявляет "Fuck Compton", это была одна из фаз в негласной "войне берегов", которую позже раздули журналисты и общественный деятели.
Gangsta Rap стал осваивать новые области. Фильмы об уличных бандах снимались давно, к примеру классический фильм о Bloods & Crips под названием "Colors". Но с развитием гэнгста рэпа, теме улиц и черных кварталов стали уделять гораздо больше внимания. Голливуд, видя, что чернокожие бунтари находятся в центре внимания, начинает снимать целую серию фильмов о рэпперах с участием паровозов гангста-рэпа. Первым из наиболее известных фильмов такого плана стал боевичок о жизни в Лос-Анджелесе Boyz N' The Hood ,названный, как не трудно догадаться , в честь выше упомянутой песни Ice Cube, и снятый режиссером Джоном Синглтоном. Естественно он не прогадал ,пригласив сниматься потенциального автора названия - Ice Cube, привлекшего к работе еще десяток-другой толковых хип-хоп-голов, среди которых был ,например, Ice-T. Это было началом целого ряда боевиков, комедий и триллеров на тему жизни в черных кварталах больших городов. Original Gangstas, Friday, Trespass, CB4, Don't Be A Manace To South Central, Juice - это лишь малая часть классических фильмов такого жанра. Причем сами звезды гэнгста рэпа, были чуть ли не обязательными актерами в таких фильмах. Самым большим актером себя возомнил Ice T, который на сегодняшний день сыграл в таком же колличестве фильмов, что и многие голливудские супер-звезды. Ice T, кстати, год спустя хорошенько растормашил Америку своим проектом BODY COUNT и песней "Cop Killer", послужившей ответом Айса на гибель молодого афро-американца Rodney King'a, насмерть забитого группой полицейских из-за того, что он им почему-то не понравился. В силу огромного количества негритянского сленга, никто из белых так и не понял настоящего смысла песни, и общественность восприняла сингл как призыв к убийствам стражей порядка. Полиция такого стерпеть не смогла, и организовала демонстрацию протеста перед зданием лейбла Time Warner, выпустившего диск. Cтолкновение демонстрантов и негров превратилось в реку крови, захлестнувшей Лос-Анджелес. В результате всей этой истории песней заинтересовалось ФБР, президенты Клинтон и отошедший на покой Буш публично подвергли ICE-T анафеме, свое неуважение к гангста-рэпперу публично выразил даже киноактер Микки Рурк. ICE-T прокоментировал ситуацию такими словами :"Пускай каждый раз, когда ребята из полицейского управления Лос-Анджелеса решат кого-нибудь укокошить на улице, они хорошенько подумают: а не привидет ли это к новым волнениям." Но Ice T был вынужден убрать эту песню с альбома и за короткий срок он был изъят из всех музыкальных магазинов и выпущен снова с другой песней вместо "Cop Killer", правда за время шумихи успело разойтись несколько десятков тысяч экземпляров альбома и настоящим ценителям жанра было вполне реально найти эту песню в подполье, хотя и за достаточно большие деньги. Личностью Родни Кинга еще очень и очень долго клеймили правительство, полицию и президента, начиная от фраз типа "долой полицию избивающую нас как Родни Кинга", до "Я, мать вашу, не Родни Кинг и пусть только какой-нить, мать его за ногу, каппас попробует меня поиметь - моя пушка будет стрелять долго и больно" 1992 год подарил сразу несколько новых проектов, музыка стала более мелодичной и легко усвояемой. Ice Cube в свой новый альбом "The Predator" внес фанковые ноты и мелодичные hook'и. Но он держался и старых традиций - так выпустив альбом своей группы Da Lench Mob он еще раз встряхнул общество. Но это было ничто по сравнению с следующим релизом. Альбом The Chronic , выпущенный наипопулярнейшим Dr.Dre на лейбле Death Row в 93-ем , стал одним из самых продаваемых альбомов в истории рэпа. Большую роль в записи альбома сыграл бывший мелкий торговец наркотиками и участник банды L.A. Crips, а ныне рэппер Кельвин Броудус, нарекший себя SNOOP DOGGY DOGGв честь любимого мультяшки - песика Snoopy . Наиболее значительной на этом диске принято считать его работу над песней Nuthin' But A G Thang, в последствие признанной настоящим ганг-гимном.
Этот альбом просто зажег звезду по имени Death Row - самый популярный и уже просто легендарный гэнгста-рэп-лейбл. Альбом очень агрессивный и Dre и его новоиспеченные компаньены Snoop Doggy Dogg, Daz, Kuruptклеймят всех и вся, кто когда либо пытался против них что-то сказать. В песнях альбома опускают Eazy E, Tim Dog'a, Ice Cube (за то что тот проехался по Dre в No Vasiline), как всегда "критикуют" полицию и правительство. Говоря о гэнгста-рэпе нельзя не упомянуть о противостояний ему - со стороны правительства, полиции и белой общественности - все понятно, но были и черные выступавшие против этого явления, это такие организации как National Political Congress of Black Women и Black Nation Leadership, особо преуспела некая пенсионерка по имени Delores Tucker, слегка выжившая из ума и обвинявшая гэнгста рэппров во всех грехах и несчастьях. Дошло даже до того, что она подала в суд на родственников уже покойного Тупака обвиняя его в том, что альбом "All Eyez On Me" испортил ее сексуальную жизнь. Как видно ее деятельность не вызывала ничего кроме смеха. Но гораздо более примечательным был следующий факт: в 1992 был выпущен, можно сказать уникальный альбом - он был абсолютно противоположен тому что слышали подростки от черных ребят с улиц гетто. Группа с нелегким названием The Disposable Heroes Of Hiphoprisy выпускает альбом "Hypocrisy Is The Greatest Luxury" (Лицемерие - самая большая роскошь), в названии группы видна игра слов - Hiphoprisy - Hypocricy. Двое парней критикуют все и вся - они выступаю против насилия, загрязнения окружающей среды, бюрократии и даже против телевидения. Понятно, что такие песни походящие на морали предков, которые подростки и так слышат каждый божий день, не могли привлечь их внимание, поэтому, несмотря на поддержку общественности группа этим альбомом и ограничилась позже распавшись. Солист Michael Franti позже основал другую группу - Spearhead, и в общем-то продолжил позитивную линию в хип-хопе, правда не так резко, за что получил большее признание. Примерно в это же время и появляется такое явление как христианский рэп, священники, понимая, что их проповеди все меньше привлекают молодежь, пытаются с помощью уже очень популярного тогда рэпа увеличить посещаемость церковных приходов. Христианский рэп пытались сделать, эдаким противовесом гэнгста рэпу, но сами понимаете из этого ничего не вышло, хотя на воскресные проповеди стали ходить чаще и с большим интересом - все же можно послушать не только старика проповедника или церковный хор, но каких-никаких MC. Но вернемся в мир улиц, пистолетов и разборок. Период с 1991 по 1993-й год принято считать одним самых ярких для гангста-рэпа, наполненным всевозможными событиями и скандалами. Появляется один из самых скандальных проектов всего гэнгста-рэпа - группа из южного Куинса ONYX. За их прямолинейность и шокирующие всех выссказывания их невзлюбили даже некотороые фанаты гэнгста рэпа. В январе 93 несмотря на присутствие в залах нарядов полиции, на концерте ICE CUBE в Сиэтле развернулась перестрелка между двумя враждующими негритянскими тусами, в результате которой пострадало 12 человек. Нечто подобное произошло и на концерте ONYX в Лондоне после исполнения песенки Slam. Мало того, что последних обозвали позором черного населения и причиной всех бед чернокожих, так еще некое религиозное обьеденение New Heaven публично сжигает несколько CD's ONYX Участники этого сомнительного мироприятия мотивировали акцию ненавистью, которую у них вызвало высказывание лидера группы - STICKY FINGAZ, заявившего, что рэп круче чем Бог, потому что у него больше почитателей.В октябре-снова вспышки насилия на концертах. Кроме убийства на выступлении ICE CUBE, были поколеченызрители и на конертах ONYX, NAUGHTY BY NATURE, HOUSE OF PAIN, PUBLIC ENEMY, RUN DMC и 2PAC. Правда журналисты обвиняющие в этом гэнгста-рэпперов забывают, что к примеру те же Run DMC ничего общего с бандами не имеют и что если на их концертах происходят какие-то столкновения, то стоит задуматься, что артист и его музыка не причем - конфликты между слушателями возникают на любых концертах от Spice Girls до Киркорова. Не смотря ни на что, ни на какие призывы общественности, подрастаящее поколение "баксами" проголосовало за бандитский рэп. Вскоре на Death Row Snoop Doggy Dogg выпустил свой дебютный альбом Doggy Style, не уступавший по содержанию The Chronic.